Призывы к девальвации
06.04.2015
Призывы к девальвации Умут Шаяхметовой могут привести к конфликту Кулибаева с Президентом.
Умут Шаяхметова, глава Народного банка РК, похоже, слишком увлеклась хищническим азартом погони за прибылью. Из-за кулис финансовой элиты страны уже явно стали выпирать ее противоречия с курсом Президента Назарбаева. Особую сложность и пикантность ситуации придает тот факт, что Умут Шаяхметова – человек из команды Тимура Кулибаева; по всей видимости, он полностью потерял над ней негласный контроль. Эксперты сходятся во мнении, что в сложившейся ситуации Кулибаеву явно не выгодно поведение его протеже.
Структура и традиции взаимодействия элит Казахстана требуют крепкой публичной и неформальной сплоченности во времена политической и экономической турбулентности. Символы, знаки начала отсчета таких периодов, определяются достаточно легко. Прошлогоднее выступление Президента с антикризисной программой Нурлы Жол прозвучало именно в этом ключе. После символической «отмашки», прозвучавшей на весь Казахстан, видимая внутренняя напряженность элит растаяла. Политическая жизнь перестроилась на предвыборные рельсы, а на этом пути принято действовать слаженно. Тенденция сразу повлияла и на СМИ, которые как по указке включились в кампанию по позитивному освещению всех политических, а также экономических фактов. Отчетливо заметны изменения в риторике ведущих масс-медиа. На страницах газет, в эфирах, больше не встретить слова «кризис» — есть только «особый период». И так – во всем.
В какой повестке мы существуем? Первое – существенная поддержка бизнеса со стороны государства (средства Нацфонда направлены на льготное кредитование). Второе – преодоление ипотечного кризиса (130 млрд тенге, выделенных Нацбанком). Повсеместное строительство жилья, инфраструктуры, и, конечно, празднования, приуроченные к торжественным датам из истории. Публичные оппозиционеры практически замолчали. Переждать кризисное время – такова общая установка казахстанского истеблишмента. И это логично: в конце концов, каждый является бенефициаром политической и экономической стабильности. Против течения уверенно держит курс только Умут Шаяхметова, что на фоне тотального единства, конечно, делает ее видным антигероем, в первую очередь для простого народа.
Ее призывы ко второй волне девальвации не стихают, хотя уже явно надоели высшему руководству страны. До недавнего времени медиа-шум, создаваемый Умут, воспринимался как обычный публичный торг. Ведь крупный бизнес, особенно горнодобывающий, был в одно время совсем не прочь обрушить тенге повторно. Не менее важен и тот факт, что сама Умут на волне финансового маневра 2009 года получила порядка $900 млн прибыли, реализовав сделку на $4,5 млрд, пользуясь явным инсайдом. То, что в накладе остался Нацбанк, стало вскоре достоянием общественности, и лишь заступничество Тимура Кулебаева спасло Умут от самых серьезных последствий.
В прошлом году, когда поползли слухи о возможной девальвации, Кулибаев был предупрежден о том, что второй подобной выходки от Умут в Астане не потерпят. Источники, однако, оповестили, что стопроцентных гарантий нет. Есть мнение, что только внезапность девальвации 2013 года стала страховкой от финансовых афер со стороны главы Народного банка. Ход Келимбетова, которого в штыки воспринимали в банковских кругах, отнял возможности у Умут повторно совершить тот же маневр, но хотя бы дал ей возможность сохранить должность и положение.
Уже сейчас, когда совершенно неуместными стали любые антиправительственные выпады, Шаяхметова продолжает с упорством тарана готовить почву для обогащения. Видимо, не дает покоя пример Сороса, обвалившего фунт и сделавшего себе тем самым мировое имя. Вместо того чтобы ожидать девальвацию, Умут, видимо, решила приблизить ее самостоятельно. «Девальвация неизбежна, вопрос только когда и на сколько», — уверенно заявляет она на любой публичной площадке. И, кажется, успешную бизнес-леди совершенно не волнует, что тема девальвации фактически блокирована Администрацией Президента, а возможность обесценивания тенге не раз отвергнута с самой высокой трибуны. Согласитесь, сейчас не время для стихийных митингов, как это было в 2013 году.
Наш источник подтвердил, что Кулибаеву предписано угомонить пыл главы Народного банка. Финансовые наполеоновские планы Умут становятся угрозой президентской кампании, а это уже не шутки. Надо сказать, другие структуры, подконтрольные Кулибаеву, в экономическом и политическом мейнстриме себя нашли. Национальная палата предпринимателей прекратила девальвационную истерику, пошла на мировую с Нацбанком и включилась в работу по поддержке бизнеса. А вот Народный банк явно заигрался. Шаяхметова не только не остановилась, но и усилила нажим на информационную и экономическую стабильность. Ее экспертное мнение о девальвации превратилось в прямое требование. И это перед досрочными президентскими выборами! Остается только гадать, каким образом Умут удалось ускользнуть из-под контроля Кулибаева.
Зная реалии Казахстана, сложно предположить, что Умут Шаяхметова стала реальным политическим субъектом. Скорее всего – тайно сменила управляющего. И, как следует полагать, новая сила достаточно основательна. Прикрываясь Шаязметовой, некто явно работает против Кулибаева, выставляя его ненадежным партнером перед Президентом, а также всерьез рассчитывает поживиться плодами девальвации, расчет на которую явно сохраняет. Что это за человек? Или, может быть, группа? В кулуарах уже есть соображения на этот счет. Однако публично наши источники пока не готовы об этом говорить.